Александр Клещевник
Обожаю ретро-машины за их стиль, отражение духа эпохи и новаторский подход.

Автомобили Rolls-Royce как символ статуса, роскоши и благополучия

В то время, как фирма Форд массово выпускала свои автомобили для самых широких слоев населения, некоторые автомобили создавались точно так же, как и хороший костюм: у дорогого и знаменитого портного, из самых качественных материалов, исключительно на заказ, учитывая все пожелания клиента и в единственном экземпляре. Такой философии следовала компания Rolls-Royce, чьи автомобили использовались королевскими семьями по всему свету, успешными банкирами и крупными бизнесменами. Само имя Rolls-Royce стало нарицательным, оно показывало статус владельца.

К этому авто мы еще вернемся
К этому авто мы еще вернемся

Компания была создана инженером Генри Ройсом, который также являлся создателем авиационных двигателей, и авиатором и гонщиком Чарльзом Роллсом. Логотипом стала двойная буква "R", по начальным буквам фамилий основателей. Интересным фактом является то, что сначала буквы были красными, и только после смерти Генри Ройса они стали черными, и все коллекционеры готовы умереть за машину выпущенную при жизни обоих основателей именно с красным лого, по меткому выражению одного из экскурсоводов.

С 1904 года, когда компания выпустила свой первый автомобиль и по 1940 Rolls-Royce выпускали свои шасси с двигателем только на двух заводах в мире: Derby, Англия и Springfield, штат Массачусетс, где Роллс-Ройсы собирались с 1921 года для завоевания рынка США. Все работы по созданию кузовов, компания отдала на откуп кузовным ателье по выбору заказчика, куда и отправляла свои шасси. Несмотря на то, что фактически каждая машина являлась уникальной и построенной на заказ, существовали некие стандартные стили, от которых заказчики и отталкивались для экономии времени (и денег на разработку уникального кузова), выбирая материалы кузова и отделки исключительно по своему вкусу и понятию прекрасного.

Так модель Rolls-Royce "Silver Ghost" выпускалась в Англии с 1907 по 1925 года, в то время как в Штатах производство было налажено с 1917 вплоть до 1930-х.

Данный 1923 Rolls-Royce Silver Ghost Pall Mall Phaeton является образчиком американской школы дизайна, с преобладанием спортивных линий, подчеркивающим подтянутый и в какой-то мере компактный образ машины.


1923 Rolls-Royce Silver Ghost Pall Mall Phaeton
1923 Rolls-Royce Silver Ghost Pall Mall Phaeton

Интересна также сама история статуэтки для "Серебрянного призрака", которая была в оригинале разработана скульптором Charles Sykes для одного из заказчиков, который был влюблен в свою помощницу и заказал ее образ для носовой фигурки-маскота под романтическим именем "Дух Экстаза" (Spirit of Ecstasy). Данное украшение настолько пришлось по душе одному из основателей, что он решил сделать его символом модели и все последующие машины линейки комплектовались им по умолчанию.

В любом случае, ограничений практически не существовало, кузов мог быть сделан из любого металла, дерева, папье-маше и даже ткани... чем более экзотичные материалы и дизайн использовались, тем привлекательнее и уникальнее машина была в в глазах заказчиков, которой они могли похвастаться своим друзьями и остальному миру.

Примером может послужить Rolls-Royce Silver Ghost Boat Tail Speedster, созданный в 1921 году в мастерской Brockman Coachbuilders с кузовом из чистой меди, с элементами декора и инструментальной панелью из чистого серебра и никеля, и отделкой из редкой древесины Makash ebony, причем для этого пришлось выкупить целое дерево с драгоценной древесиной.

Все элементы кузова были выполнены из цельных листов меди толщиной почти в 2 мм и скрепленные между собой заклепками.

С работой они справились на "отлично", машина безусловно являлась показателем статуса и толщины кошелька, привлекала к себе внимание и являлась уникальным экземпляром, не говоря уже о том, что она была безупречной в механическом плане, как швейцарские часы, и могла обеспечить комфортное передвижение даже на стандартных для нашего времени скоростях.

Примерно в таком же стиле была построена машина в кузовном ателье Freestone & Webb на базе шасси Phantom III, которая обладала весьма необычным кузовом.

В результате появился уникальный автомобиль, который прозвали "Copper Kettle" — "Медный чайник": гриль радиатора, подножки, бампера, детали интерьера и прочее были выполнены из полированной меди.

Воистину, это один из самых необычных Роллс-Ройсов в истории марки, не считая конечно выполненного целиком из меди.

Phantom III являлись финальной версией данной линейки, произведенной перед Второй Мировой. Это была так же последняя модель с 12-ти цилиндровым двигателем перед возрождением онного в 1998 году в модели Серебряный Серафим.

То была эра многоцилиндровых монстров, но в то время, когда Кадиллак и Паккард тоже использовали 12 и 16-ти цилиндровые двигатели в своих авто, Ролс-Ройс был верен своему знаменитому 12-ти цилиндровому мотору, долгое время использовавшимся в авиастроении.

Данная модель, как и многие другие, имела гидравлическую подвеску (независимую переднею и неразрезной мост позади), и использовалось королем Бельгии и членами его семьи, пока в 1945 году не было реквизировано для нужд британской армии и поездок генералитета. Увы, национализация не обошла стороной даже королевские семьи.

Для престижнейших авто-выставок того времени, в знаменитом ателье Inskip в Нью-Йорке, были спроектированы и построены два кабриолета на базе 1947 Silver Wraith (Серебряный Призрак).

Один из них можно и на текущий момент посмотреть вживую и данный кабриолет безусловно привлекает внимание необычным фиолетовым цветоv и поистине монументальной решеткой радиатора с огромными фарами…

В 1962 по проекту ателье James Young Ltd были построены два последние Phantom IV в кузове купе, которые поражали своими элегантными линиями силуэта и производимым впечатлением.

Данная мастерская являлась последней в послевоенные годы независимой фирмой для постройки кастомных Роллс-Ройсов, после этого все машины производились только под патронажем инженеров и дизайнеров компании и исключительно на заводе.

Много компаний старались изо всех сил, чтобы приблизиться к идеалу, заняв место бок о бок с Роллс-Ройсом, например такая как 1925 McFarlan. Ее машины отличались изысканностью интерьеров, безупречным качеством и набором всего необходимого для отдыха, пока вас перемещают по дороге: подушки, пуфики, курительные наборы, мини-бар, хрустальные подставки для живых цветов, и тд.

Посему McFarlan были востребованы богатыми бизнесменами, банкирами и дипломатами, которые с гордостью отзывались о нем, как об "американском Роллс-Ройсе". Но в отличие от существующего и поныне Rolls-Royce, компания давно прекратила свое существование и знакома немногим.


Подобные машины производят неизгладимое впечатление одним своим видом: они подавляюще большие, верхняя точка радиатора зачастую находится на уровне груди человека среднего роста, сверкание стены хрома, в виде радиатора и громадных фар/звуковых сигналов, вызывает некий священный трепет и притягивает взгляд. Становится понятно, почему различные королевские семьи предпочитали Роллс-Ройсы на протяжении 100 лет — он, как никакая другая модель, отражает статус, роскошь и благополучие.