Александр Клещевник
Обожаю ретро-машины за их стиль, отражение духа эпохи и новаторский подход.

Дизайн как отражение времени через призму форм (часть 2)

Продолжая историю о "золотой эре" в дизайне машин, начатую в первой части, я вновь обращаю внимание на Chrysler.


Спустя год после разработки прототипа Dodge Storm Z-250, корпорация Chrysler попробовала пойти по уже проторенному пути. Она обратилась в очередной раз к своему основному партнеру-стилисту того времени, кузовной компании Ghia, которая создавала множество кузовов для их редких и знаменитых моделей. Не исключением стала и модель 1954 Plymouth Explorer, должная олицетворять "машину мечты": с тщательно проработанными чувственными линиями и особым акцентом на необычного вида радиаторной решетке вкупе с боковыми элементами, покрашенными в белый цвет для подчеркивания контраста с необычным зеленым металлическим цветом корпуса.

Дизайн как отражение времени через призму форм (часть 2)
1954 Plymouth Explorer

Внутри машина была укомплектована по высшему разряду: роскошные кожаные сиденья и отделка салона, специально созданные для машины чемоданы, скрытое управление радиосистемой и дорогие спицованные колеса. Чтобы сохранить целостность образа, выхлопные трубы были выведены внутри крыла прямо под задними фонарями, создавая с ними законченный элемент дизайна.

1954 Plymouth Explorer

Машина не дошла до конвейера, но была предназначена для различных выставок в общем ключе дизайнерских находок для освежения имиджа компании.

Следующие 3 автомобиля представляют собой также модели Dodge в различных ипостасях, как концепты крайслеровского подразделения, созданные ими в рамках концепта "Dream Cars". Они были разработаны знаменитым автомобильным дизайнером Virgil Max Exner в отдельном ателье Dual-Ghia, с которым корпорация Chrysler довольно долго, и что самое главное, плодотворно сотрудничала.


1954 Dodge Firearrow II — самый "настоящий" родстер в идеальном значении этого слова: с невесомым хромовым обрамлением лобового стекла, без щеток-дворников, без боковых зеркал, крыши и дверных ручек. Зато он мог похвастаться двигателем HEMI и 4-х скоростной автоматической коробкой передач. Отсутствие всех этих элементов должно было визуально разгрузить образ машины, сделав акцент именно на стремительном силуэте корпуса с массивной "пастью" радиатора.

1954 Dodge Firearrow II

Однако это был именно концепт, служащий для привлечения внимания и сбора различных мнений, которые в дальнейшем помогли более точно обрисовать потребности и видения потенциальных покупателей. Он был очень позитивно воспринят и менеджмент даже задумывался о выпуске лимитированной серии, однако было решено продолжать изыски далее и в серию пошла 4 итерация модели.


1954 Dodge Firearrow IV — данный экземпляр обладал всем отсутствующим на предыдущем собрате, был более практичным и всепогодным, и практически готов для производственной линии. Под капотом стоял знаменитый двигатель"'Red-Ram" Hemi V8, который передавал всю мощность на колеса через автоматическую трансмиссию Torque-Flite, причем данная модель Firearrow IV делила платформу с серийно производимой Dodge Royal.

1954 Dodge Firearrow IV

Всего было построено 117 машин в ателье Dual-Ghia по заказам звездного бомонда.

Интересно, что промежуточная концепт-модель Firearrow III была представлена на полигоне Chelsea Proving Grounds и на ней был установлен рекорд скорости для женщин на "овальном" круге в 230 км/ч. За рулем была знаменитая Betty Skelton, гонщик и пилот, которая поразила всех, сев за руль тестовой машины не в комбинезоне и шлеме, а в платье и на высоких шпильках.


Еще один прототип машины был построен под патронажем детройтского предпринимателя Gene Casaroll, который выкупил дизайн и права на производство Firearrow II. Но в модели 1955 Dodge Firebomb его партнер по бизнесу, инженер Paul Farago, внес в массу конструктивных изменений: машина стала более практичная и четырехместная, со складывающейся крышей, стеклянным задним и боковыми окнами.

1955 Dodge Firebomb

Всего было произведено 104 машины, одну из которых приобрел себе Фрэнк Синатра. Правда у него она была произведена в эксклюзивной серии Ghia L.6.4 Hardtop, выпущенной в количестве 26 единиц, причем именно его машина была первой в данной серии.

Примечательно, чтобы избежать значительных импортных пошлин из-за итальянского кузова Ghia на этом автомобиле, ушлые предприниматели заключили сделку с таможенным департаментом США. Основным положением стало то, что все автомобили, после "постройки" кузова, вернутся в страну своего происхождения для финальной сборки и отладки и будут проданы через местные дилерские центры Dodge.


В 1955 году инженеры Mercury, для отработки внутри компании тестов по безопасности, освещения и головного света, систем кондиционирования и структуры шасси, создали прототип D-528 как "лабораторию на колесах".
1955 D-528

Кузов был полностью вылеплен из стекловолокна, вздутия на задних крыльях являлись не только элементом дизайна, но также несли и функциональное назначение. В одном из них располагается запасное колеса, а в другом топливный бак, все это было сделано для увеличения багажного отсека. Заднее стекло могло опускаться точно также как и боковые.

1955 D-528

Данная модель могла бы быть весьма удачной благодаря своему продвинутому дизайну, но она никогда не поступила в производство. Знакомство с широкой публикой машина свела под сценическим именем "Beldone", данной ей студией Paramount Pictures в комедийном фильме "The Patsy" и в знаменитом фантастическом сериале "The Outer Limits".

Однако, если все данные машины представляют собой более-менее привычные глазу образцы автомобилестроения, то серия Alfa Romeo B.A.T., созданная в рамках разработки прототипов с более эффективном коэффициентом сопротивления, поражает поистине космическим дизайном.

В 1953 года, Alfa Romeo заключила соглашение с тюнинг-ателье Bertone, и под патронажем Franco Scaglione создала три модели BAT: 5,7 и 9. Неофициальная версия гласит, что название "Bat" – летучая мышь, было взято по ассоциации с изогнутыми плавниками-крыльями, однако официально название модели получили от словосочетания "Berlinetta Aerodinamica Tecnica".

Модель B.A.T. 5 стала первенцем в данной серии и необычная форма передней части автомобиля появилась благодаря стремлению к максимально эффективному распределению воздушного потока на высоких скоростях.

Alfa Romeo B.A.T. 5

Лобовое стекло необычной формы, скошенные под 45 градусов боковые стекла, закрытые арки колес – все служило для уменьшения завихрения воздуха. Одной из самых примечательных черт автомобиля стала задняя часть, где заднее стекло плавно переходит в корму и обрамлено двумя тонкими крыльями.

Alfa Romeo B.A.T. 5

В итоге всех доработок модель могла похвастаться отменной аэродинамикой и устойчивостью на высоких скоростях с коэффициентом сопротивления кузова равный 0,23.


B.A.T. 7 появилась год спустя после показа B.A.T. 5 широкой публике, позаимствовав основные стилистические особенности от предыдущей модели.

Alfa Romeo B.A.T. 7

Однако после всех доработок, автомобиль стал намного больше, а задние плавники были еще более удлиненны. Также основные фары находились у носа автомобиля, а при использовании перемещались ближе к краям для вящей аэродинамики, в то время как у предыдущей модели они были скрытого типа и открывались только по необходимости.

Alfa Romeo B.A.T. 7

После новых изысканий и получившегося дизайна, коэффициент сопротивления кузова снизился до 0,19.


B.A.T. 9 являлся последним в серии автомобилем и выглядел более приземленно, напоминая некоторые модели Alfa Romeo, выпускавшиеся в то время, в отличие от предыдущих моделей B.A.T. с более радикальным дизайном.

Alfa Romeo B.A.T. 9

В данной модели использовались более плавные переходы и очертания крыльев, которые стали напоминать распространенный дизайн "плавников" у некоторых автомобилей американского и европейского производства того времени, например Ford Fairlane 500 или Ferrari 410 Superamerica.

Alfa Romeo B.A.T. 9

Как мы можем видеть, отдельные энтузиасты и крупнейшие корпорации в период 40х-70х годов не чурались различных экспериментов с материалом, дизайном и функциональностью машин. Машины создавались как в индивидуальном порядке, так и внутри крупных компаний с привлечением известных кузовных ателье для привнесения экзотической нотки от кутюрье в мире автомобильной моды. Большинство машин из рассказа прошли насыщенную жизнь, не раз поменяв хозяев, двигатели и прочие части, но впоследствие прошли полную реставрация и демонстрируют нам особый дух эпохи смелых экспериментов.

Один хлопок? Или же бурные овации? Хлопая больше или меньше, вы показываете, какой пост действительно чего-то стоит.
Александр Клещевник Обожаю ретро-машины за их стиль, отражение духа эпохи и новаторский подход.
Ретроавтомобили Истории великих моделей автоиндустрии, их владельцев и производителей. Неповторимые кузова, двигатели и разработки в статьях этого издания передают дух побед и поражений отрасли машиностроения конца XIX - второй половины XX веков.
Комментарии