Александр Клещевник
Обожаю ретро-машины за их стиль, отражение духа эпохи и новаторский подход.

Европейская классика (после WWII)

Если в довоенное время основной дизайн машин представлял из себя сочетание прямых и вертикальных рубленных линий, то в послевоенное время в дизайне все увереннее начал проявляться фактор скорости, который оказал значительное влияние на изменение форм и пропорций автомобиля.

Rolls-Royce Phantom VI Limousine by Mulliner
Rolls-Royce Phantom VI Limousine by Mulliner

В основу легли принципы аэродинамики, диктующие более обтекаемые формы, что в итоге выливается в уменьшение затрат мощности двигателя на преодоление сопротивления воздуха, снижению расхода топлива и повышению аэродинамической устойчивости.

В том числе дизайн стал одним из важных способов борьбы за покупателя и его кошелек. Если ранее именно конструкция и технология производства диктовали форму автомобиля, то в 50-х годах совершенствование кузова и различных элементов автомобиля служит появлению новых конструктивных решений различных технологических инноваций.

К открытию Парижского автосалона 1948 года известная компания Delahaye представила своего дебютанта - 1947 Delahaye 135MS Roadster, кузов для которого был построен в ателье Guillore.

1947 Delahaye 135MS Roadster Guillore coachwork
1947 Delahaye 135MS Roadster Guillore coachwork

После окончания Второй мировой войны компания стала одной из первых французских заводов, которые возобновили выпуск автомобилей. Эта модель очень близко по своему стилю перекликается с довоенным дизайном, который уже мог похвастаться неплохими аэродинамическими новшествами: лобовое стекло, пока ещё плоское, наклонилось назад, фары приняли полукруглую выпуклую форму, а вместо открыто установленного радиатора начинают широко применяться защитные и более обтекаемые защитные решетки радиатора, за которыми он и установлен.

1947 Delahaye 135MS Roadster Guillore coachwork
1947 Delahaye 135MS Roadster Guillore coachwork

В итоге данный элемент (маска) стал задавать дизайн передней части автомобиля и позволял определить фирму, выпустившую автомобиль, поэтому фирменное оформление начали делать более индивидуальным и запоминающимся.

К сожалению, данный автомобиль был построен в единственном экземпляре, и, несмотря на восторженные отзывы публики, так и не пошел в массовое производство. Возможно, причиной послужило то, что кроме дизайна машина не могла похвастаться выдающимися техническими характеристиками: рядный шестицилиндровый 3.5 литровый двигатель выдавал всего 160 л.с.

1947 Delahaye 135MS Roadster Guillore coachwork
1947 Delahaye 135MS Roadster Guillore coachwork

Кроме того, нарекание вызывал и отнюдь не безопасный элемент размещения дополнительных пассажиров: для водителя и первого пассажира были установлены стандартные сиденья, а вот для третьего и четвертого человека использовалось так называемое "тещино сиденье" - малокомфортабельное и опасное в случае аварии. Оно является дополнительным откидным сиденьем в задней части автомобиля, которое могло складываться, причем спинка этого сиденья также служила и крышкой всего отсека.

Но в том же году и на подобном же Delahaye 135 M шасси, кузовная мастерская Figoni & Falaschi смогла поразить публику своим новым кабриолетом, яркий стиль которого полностью отражал вид одноименного млекопитающего - нарвала, хотя подобные формы более характерны для белуги.

1947 Delahaye 135 M Cabriolet by Figoni & Falaschi
1947 Delahaye 135 M Cabriolet by Figoni & Falaschi

Было построено всего 7 подобных машин, и ни одна из них в деталях не повторяет другую. Данный экземпляр с шасси 800516, был собран в марте 1947 года и окрашен в светло-голубой металлик, аналогично цвет салона был выдержан в синих тонах.

1947 Delahaye 135 M Cabriolet by Figoni & Falaschi
1947 Delahaye 135 M Cabriolet by Figoni & Falaschi

Его первым владельцем был Марк Б. Дейч, президент компании Prima в Огайо, где производилась престижная женская обувь. Автомобиль был использован для съемок в рекламном ролике, после чего он исчез из поля зрения до 1989 года, когда был продан на аукционе Barrett-Jackson японскому коллекционеру.

1947 Delahaye 135 M Cabriolet by Figoni & Falaschi
1947 Delahaye 135 M Cabriolet by Figoni & Falaschi

И только в 2013 году он снова вернулся в Штаты, и, спустя несколько лет, потраченных на реставрацию, в 2017 году смог занять 1-е место в классе "Grand Touring послевоенного периода" в престижном конкурсе Pebble Beach Concours.

Дизайн и стилистика некоторых автомобилей оставались практически неизменными до 1980-х годов, поскольку имидж компании был для них весомее, чем проходящие веяния моды.
1947 Rolls-Royce Silver Wraith by Inskip
1947 Rolls-Royce Silver Wraith by Inskip

Так 1947 Silver Wraith, произведенный в штате Массачусетс, где Роллс-Ройсы собирались с 1921 года для завоевания рынка США, и доработанный в Нью-Йоркском ателье Inskip, привлекает внимание своим необычным фиолетовым цветом, боковыми проемами необычного стиля и монументальнейшей решеткой радиатора с огромными фарами.

1947 Rolls-Royce Silver Wraith by Inskip
1947 Rolls-Royce Silver Wraith by Inskip

Это из двух доработанных кабриолетов Rolls-Royce данного ателье, которые были созданы для известнейших автовыставок того времени.

Аналогично в 1948 Bentley Mark VI Tourer с кузовом, построенным легендарным парижским дизайнером Jacques Saoutchik.

1948 Bentley Mark VI Tourer by Jacques Saoutchik
1948 Bentley Mark VI Tourer by Jacques Saoutchik

К слову, этот автомобиль является единственным послевоенным Bentley, кузов в стиле "турист" (дверцы с вырезом, отсутствие боковых стекол и лобовое стекло с откидным верхом) для которого спроектировал и построил Saoutchik.

1948 Bentley Mark VI Tourer by Jacques Saoutchik
1948 Bentley Mark VI Tourer by Jacques Saoutchik

Автомобиль был создан для Курта Форстманна, который являлся владельцем Forstmann Woolens и был одним из богатейших людей того времени. Вместе со своим сыном в один из выходных дней он набросал черновик дизайна автомобиля, после чего идея была доработана дизайнером и воплощена в металле. Итоговая стоимость составила около $20,000 долларов, что было вдвое больше, чем стоил бы стандартный Mark VI. Но когда цена воплощения своих фантазий останавливала состоятельных людей?

Но уже буквально через десяток лет большинство европейских автопроизводителей придерживались спортивного и аэродинамического стиля, поставили во главу отличную управляемость, тяговооруженность и доступность для широкой публики. Оценка удачного дизайна стала базироваться не только на общем стиле, но и тестироваться на спортивных трассах.
1959 Austin Healey 100-6 BN4
1959 Austin Healey 100-6 BN4

Типичный европейский автомобиль стал не особо большим, с длиной кузова около 4 метров и шириной порядка полутора, что делало его более легким, плюс он более соответствовал покупательской способности населения.

1959 Austin Healey 100-6 BN4
1959 Austin Healey 100-6 BN4

Так практичный, дешевый в эксплуатации, маневренный на узких улицах европейских городов, с относительно скромным двигателем, как правило, не более 2-2,5 литров и не мощнее 100 л.с., стал идеальным средством передвижения.

Подобной философии придерживались и другие автопроизводители: на Женевском автосалоне 1957 года компания Mercedes-Benz представила новую версию знаменитого 300 SL с открытым кузовом - родстер 300 SL. С учетом предыдущего заявления компании, что она будет уделять особое внимание роскошным автомобилям в последующие десятилетия, новый родстер действительно был изысканным автомобилем, с обновленным шестицилиндровым двигателем и подвеской, вобравшими в себя все достижения гоночных прототипов.

1960 Mercedes-Benz 300SL Roadster
1960 Mercedes-Benz 300SL Roadster

Интересно, что в Европе получили широкое распространение прямоугольные или близкие к ним по форме фары, так как они лучше вписывались в дизайн автомобилей, создавая более законченную композицию передней части автомобиля. Американские производители длительное время были лишены возможности использовать подобный дизайн, так как государство жёстко устанавливало стандарты формы и размеров световых приборов автомобилей.

1960 Mercedes-Benz 300SL Roadster
1960 Mercedes-Benz 300SL Roadster

Данный экземпляр был построен как демонстрационный образец для 1960 автошоу в Копенгагене и отличался очень редкой и модной цветовой комбинацией Blue Grey (DB 166) со светлым кожаным салоном, причем колеса и дополнительный хардтоп были тоже окрашены в данный цвет.

Если кузова автомобилей первой половины семидесятых еще имели некоторое количество скруглений, то к концу десятилетия в основном доминировали острые грани и прямые углы.

Подобным примером может служить одна из 1265 выпущенных компанией BMW модели 3.0 CSL, произведенная для соответствия требованиям омологации.

1972 BMW 3.0 CSL
1972 BMW 3.0 CSL

Они отличались от стандартных моделей более тонким листовым металлом кузова, алюминиевыми капотом и крышкой багажника, а также передними и задними бамперам, сформированными из стекловолокна.

Своего апогея дизайн достиг в 1980-х годах, когда в моду вошли клиновидные силуэты с «зализанными» обводами и выпуклыми боковинами.

Как и многие Ferrari данного периода стремительные обводы кузова были спроектированы в ателье Pininfarina и произведены фирмой Scaglietti.

1973 Ferrari Dino 246 GT
1973 Ferrari Dino 246 GT

Поперечно установленный 2.4-литровый 195-сильный V6 был прямым наследником 2-х литрового двигателя от Dino 206 GT с алюминиевым блоком цилиндров, но здесь он получил чугунный блок, позволивший поднять мощность на 35 л.с., став также быстрее предка. Благодаря среднерасположенному двигателю вес машины был практически идеально сбалансирован по осям, в результате чего машина была настолько же послушна в управлении, как и красива.

1973 Ferrari Dino 246 GT
1973 Ferrari Dino 246 GT

В то время как модель 246 Dino не считалась «настоящей» Ferrari в прошлом, в настоящее время данная модель расценивается как одна из лучших, когда-либо созданных по своей управляемости. А дизайн кузова по-прежнему считается одним из самых привлекательных творений Pininfarina, когда-либо созданных по заказу Ferrari.


По аналогии с американскими автопроизводителями топливный кризис сильно ударил и по европейским конкурентам, вследствие чего "энергетический голод" заставил обратить пристальное внимание на аэродинамику автомобилей. Исследование автомобиля в аэродинамической трубе позволяло выбрать оптимальную форму кузова, экономичность стала превалировать над мощностью, большее внимание стало уделяться эргономике водительского места и удобству пассажиров. В итоге многие производители стали выпускать практически похожие друг на друга бюджетные модели, в то время как действительно выдающийся дизайн остался уделом дорогих и элитных машин.