Александр Клещевник
Обожаю ретро-машины за их стиль, отражение духа эпохи и новаторский подход.

Легендарные машины в культуре кастомов

История автомобилестроения иногда выкидывает интересные коленца, когда вроде совершенно ординарные машины, не блистающие техническими характеристиками или внешним видом, по истечении времени оказываются предтечами новых веяний в среде кастомайзеров.

На их основе начинают строить совершенно отличные в своей стилистике от базовых моделей кастомы, которые завораживают взгляд своими формами.

Customs coupes and trucks
Customs coupes and trucks

В послевоенное время на автомобильном рынке была представлена модель Mercury Eight 1949 года, которая базировалась на довоенной модели 1942 года с весьма заметными изменениями: машина стала шире, ниже и длиннее, что весьма позитивно приняла публика, с множеством технических улучшений. Успешные продажи позволили выпустить более 300.000 машин Mercury Eight.

1949 "James Dean" Mercury Eight 9СМ
1949 "James Dean" Mercury Eight 9СМ

Однако все изменилось в 1955 году, когда в из недр Голливуда вышел фильм – молодежная драма "Бунтарь без причины" ("Rebel Without a Cause"), где главную роль сыграл Джеймс Дин. Подростковые проблемы, такие как борьба за обладание вниманием симпатичной девушки, крепко приправляются автомобильными мотивами с гонками на грани, где и был использован вышеупомянутый автомобиль серии 9СМ в стиле "купе" и с частично удаленным хромом. Оглушительный успех фильма, номинированного на премию Оскар в 3 номинациях, послужил основой того, что данная модель стала культовой.

Многие почитатели пошли еще дальше в проявлении "истинно бунтарского духа" и решили, что подобная машина заслуживает большей степени кастомизации, чтобы при одном взгляде на нее можно было определить, чем живет и дышит ее владелец.

Custom 1949 Mercury Coupe
Custom 1949 Mercury Coupe

Как правило, работы над подобными машинами делились на несколько шагов: занижалась линия крыши с укорачиванием стоек и уменьшением площади остекления; удалялись все ручки на дверях, дождевые стоки с крыши, эмблемы для более обтекаемого и “гладкого” силуэта; машина занижалась с помощью модификации либо установки пневматической подвески.

Широкое использование свинца принесло подобным машинам сленговое название – "lead sled". Это дань тому, что при столь радикальных вмешательствах в структуру, он как раз и используется для полного сокрытия всех стыков кузова после модификаций и формирования нового облика машины. В нем соединяется упоминание материала для получения зрительного эффекта как бы "скользящего" по шоссе, обтекаемого заниженного силуэта машины. До рождения нового стиля название также имело отношение к военной авиации, используясь для обозначения больших, быстрых, но неповоротливых самолетов.

Custom 1958 Chevy "lead sled"
Custom 1958 Chevy "lead sled"

Впоследствии подобные же модификации стали производиться и над марками и моделями других автопроизводителей. Степень вмешательства напрямую зависела от умения владельца работать с металлом и расплавленным свинцом для придания кузову нового облика, ну или от толщины его кошелька, когда все кузовные работы производились настоящими профессионалами, которые буквально поглаживали всю поверхность. Как правило, после этого кузов окрашивался в яркие цвета с языками пламени, при этом головная оптика и хромированные бампера могли использоваться совершенно от других моделей.

Второе пришествие модели Mercury Eight на экран произошло в 1986 году в фильме "Cobra" уже в виде классического модифицированного "lead sled". Можно отметить, что критики в пух и прах разнесли данный фильм за игру актеров и проходной сюжет, но бесспорен факт, что сама машина оказалась лучшим актером в фильме.

Custom 1950 Mercury "Cobra"
Custom 1950 Mercury "Cobra"

К слову, подобный же сюжет был использован впоследствии и в первом "Форсаже", где хороший полицейский на тюнингованной машине с закисью азота гоняется за плохими парнями по улицам города.

Если подобные кастомы буквально источали из себя брутальность, то Lincoln Zephyr послужил основой уже для более обтекаемых моделей, подтверждая свое название, полученное в честь древнего бога западного ветра.

Кузовной дизайн был разработан с оглядкой на самолеты с их обтекаемыми обводами корпусов, получив коэффициент сопротивления в 0.45, и с оглядкой на популярный тогда стиль "арт-деко". Данная модель фактически возродила компанию после времен Великой Депрессии, несмотря на то, что V12 двигатель в ней был несколько неудачен и приносил владельцам немало проблем.

1941 Lincoln Zephyr
1941 Lincoln Zephyr

Но все же он послужил оживлению продаж на дилерских площадках Линкольна, особенно после эпической неудачи предыдущей модели Chrysler Airflow.

Роддеры начали использовать Zephyr как базу для создания низких машин с заниженной крышей и преувеличенно удлиненной хвостовой частью, буквально скребущих дном по дороге, после чего это имя стало нарицательным.

Custom 1939 Lincoln Zephyr
Custom 1939 Lincoln Zephyr

Не в последнюю очередь именно аэродинамический дизайн привлек немало внимания: нос, более похожий на отвал бульдозера, низко наклоненные лобовые стекла и составляющие единое целое с корпусом крылья.

Custom 1939 Lincoln Zephyr
Custom 1939 Lincoln Zephyr

Данная модель 1939 года прошла около 7 лет и 7,500 часов реставрации, когда фактически каждая часть была заново воссоздана вручную в частных мастерских. Конечно, трудно назвать оригиналом машину с современным мощным двигателем, но владелец решил добавить ей резвости имплантацией 6-ти литрового корветовского LS2 на 450 лошадок и трансмисии Heavy Duty 4L60E ему в пару…

И, конечно же, знаменитости, любящие здоровый эпатаж, не могли обойти подобные кастомы своим вниманием: для них машины создаются по спецзаказу, как созданный на базе 1937 Lincoln Zephyr для фронтмена Металлики – Джеймса Хэтфилда, носящий имя "Жрец Вуду".

Машина была создана в мастерской Рика Дора в Калифорнии в плотном двухлетнем сотрудничестве с музыкантом, с заимствованием многих частей от других фордовских моделей и более поздних моделей Zephyr.

Глядя на его автомобиль, на ум приходит только красивая девушка в длинном облегающем платье цвета Candy Apple Red, текучие складки которого облегают не менее красивую фигуру.

Более поздние модели тоже не были обделены вниманием роддеров и кастомайзеров, к примеру, данный Cadillac Coupe De Ville 1951 года прошел длительный процесс преобразования в мастерской Джо Джинелли в калифорнийском городке Санта-Круз и получил собственное имя – "Золотая мечта", "The golden dream".

Custom 1951 Cadillac Coupe De Ville "Golden dream"
Custom 1951 Cadillac Coupe De Ville "Golden dream"

Под капотом был установлен 6.5-литровый Chevy small block в паре с GM 200-4R Performance Transmission и, как и все подобные машины, оборудован пневмоподвеской AccuAir.

Custom 1951 Cadillac Coupe De Ville "Golden dream"
Custom 1951 Cadillac Coupe De Ville "Golden dream"

"Мечта" подобного рода весьма недешева, так как в итоге за подобные машины просят порядка четверти миллиона долларов. Но безусловное привлечение внимания и возможность участия в различных автошоу и престижных конкурсах элегантности, возможно, того стоят.


Зародившаяся в 1950-х годах культура кастомайзинга прошла длинный путь и остается живой и по наши дни. В ней были различные течения, зачастую конфликтующие на звание "самого правдивого и настоящего", причем каждый индивидуальный стиль был четко определен и имел свою собственную историю. Однако на переломе 2000-х годов все направления, апологеты которых были ранее нетерпимы друг к другу в прошлом, сплотились вместе вокруг центральной идеи хранить исторические традиции "old-school". Под данной эгидой они собираются на различных выставках и слетах, радуя нас своими машинами, историями их создания и зарождения каждого отдельного стиля.